Контактный телефон: +7(495) 602-07-98

Телефон горячей линии: +7(495) 602-07-94

(время работы с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00)

  • Дума не осилила "последнюю милю"

    8 Июля 2013

    Утверждение новых правил энергорынка отложено
    Госдума не успела даже во втором чтении принять законопроект по устранению "последней мили" в электросетях, который фактически ее узаконивает. Документ, вызвавший резкий протест у потребителей, администрации президента и части правительства, будет рассмотрен осенью. В отрасли надеются, что в результате удастся устранить хотя бы "самые радикальные перегибы".
    Законопроект по борьбе с "последней милей" -- механизмом, в рамках которого крупная промышленность переплачивает электросетям, параллельно субсидируя мелких и средних потребителей,-- не успели принять в весеннюю сессию Госдумы. Первое чтение проект прошел в мае в очень общем и кратком виде, однако к моменту рассмотрения его комитетом Госдумы по энергетике для дальнейшего одобрения законодателями он сильно изменился.
    В документе появился запрет на прямое присоединение потребителей к сетям ФСК на напряжение ниже 220 кВ с 1 января 2014 года. Компенсацию крупной промышленности за этот запрет предлагали ввести в виде сниженного тарифа распределительных сетей для тех, кто сегодня присоединен к сетям ФСК, с отдельными льготами для новых и сверхкрупных промышленных потребителей, однако в законопроекте эти компенсации не конкретизировались -- их обещали закрепить в отдельных подзаконных актах. К этому добавилось обязательное возмещение сетям экономически обоснованных затрат на обеспечение перекрестного субсидирования, что говорит о том, что бюджет сетевых компаний не пострадает.
    Хотя накануне рассмотрения комитетом Госдумы по энергетике члены комитета сомневались в том, что законопроект годен к принятию, 26 июня они единогласно утвердили его во втором чтении, предложив совету Госдумы включить документ в повестку на 3 июля. Однако совет поставил решение вопроса на 5 июля -- последний день весенней сессии, а накануне этой даты вообще постановил перенести рассмотрение на осень.
    Как пояснил "Ъ" замминистра энергетики Михаил Курбатов, такое решение принято -- "чтобы правительство успело подготовить согласованные проекты подзаконных актов с учетом того, что это закон непрямого действия". "Это позволит энергетикам, потребителям, депутатам, инициировавшим закон, оценить последствия его принятия",-- заявил замминистра.
    Против текущей редакции документа резко возражают потребители. Так, НП "Русская сталь" написало серию писем в Минэнерго, Минэкономики, Минпромторг и ФАС, отмечая, что законопроект только усугубляет проблему перекрестного субсидирования, легализуя схему аренды "последней мили". При этом, как заявляет НП в письмах, в документе отсутствует требование о недопустимости дифференциации тарифов "по отраслевому, затратному или иному принципу, что позволяет утверждать для отдельных категорий потребителей льготные цены за счет других категорий потребителей". В свою очередь, президент РСПП Александр Шохин в письме премьеру Дмитрию Медведеву выражал недоумение: "Почему для решения проблемы субсидирования не используются меры, уже неоднократно рассмотренные на правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики -- снижение операционных затрат электросетевых компаний за счет повышения их эффективности, оптимизация раздутых инвестпрограмм монополий, введение социальной нормы потребления электроэнергии и другие?"
    Председатель наблюдательного совета НП "Сообщество потребителей энергии" Александр Старченко полагает, что "некоторые депутаты решили явно поддержать аппетиты сетевых компаний в ущерб интересам промышленности и экономики страны в целом, но их блицкриг не удался". С ним согласен один из участников работы над законопроектом. По его словам, "такая редакция могла пройти только в режиме искусственного цейтнота под конец сессии, а к осени, скорее всего, удастся устранить самые радикальные перегибы".
    По мнению старшего аналитика энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Игоря Ряпина, законопроект в его нынешнем виде "никак не решал проблему перекрестного субсидирования -- только проблемы сетевых компаний в плане потери выручки". Возможно, надеется аналитик, к осени будет разработана другая конфигурация, включающая, в частности, более четкие меры контроля над объемом перекрестного субсидирования, учитываемым региональными тарифными органами при установлении тарифа.

    Источник: Коммерсант