Контактный телефон: +7(495) 602-07-98

Телефон горячей линии: +7(495) 602-07-94

(время работы с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00)

  • Инвесторы обеспокоены слиянием сетей

    15 Июня 2012

    Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэнерго и Минэкономики до 16 июня представить предложения по приватизации региональных распредсетевых компаний, подконтрольных Холдингу МРСК. Так господин Шувалов отреагировал на обращение частных инвесторов, обеспокоенных планами государства создать единую национальную сетевую компанию, объединив ФСК и Холдинг МРСК.
    Частные инвесторы, вложившиеся в российскую электроэнергетику, начали активную переписку с государством. В своих письмах они просят, чтобы государство объяснило свои стратегические цели в электросетевом комплексе, а также подтвердило прежние намерения приватизировать межрегиональные распредсетевые компании (МРСК), входящие в государственный Холдинг МРСК. Наибольшего успеха удалось добиться председателю совета директоров EOS Russia, члену совета директоров Холдинга МРСК Сеппо Ремесу, на чье обращение отреагировал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

    Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, 9 июня господин Шувалов направил главе Минэнерго Александру Новаку и главе Минэкономики Андрею Белоусову поручение до 16 июня внести в правительство "конкретные согласованные предложения по системе управления и структурным изменениям в электросетевом комплексе". Они должны включать, в частности, снижение доли Холдинга МРСК в дочерних сетевых компаниях.

    Это поручение стало ответом на письмо господина Ремеса от 1 июня, в котором он выражал тревогу по поводу решений государства о передаче ХМРСК под управление Федеральной сетевой компании (ФСК) и придании компаниям стратегического статуса (см., например, "Ъ" от 23 мая). Игорь Шувалов также просил министров лично побеседовать с инвестором.

    Реорганизация электросетевого комплекса, начатая по инициативе бывшего вице-премьера Игоря Сечина и поддержанная Владимиром Путиным, предполагает в перспективе слияние ФСК и ХМРСК в единую национальную сетевую компанию и передачу ее государственному "Роснефтегазу" (см. "Ъ" от 29 мая). Но при этом позиция государства по приватизации отдельных МРСК до последнего времени остается неясной.

    Как уточняет один из собеседников "Ъ", в письме первому вице-премьеру Сеппо Ремес отмечал обвал рыночной стоимости сетевых компаний и подчеркивал, что приватизация отдельных МРСК "оказалась под вопросом". Он предлагал господину Шувалову начать активную приватизацию сектора (пять-шесть МРСК в 2013-2015 годах, в том числе три компании до 2014 года) и привлекать иностранных стратегических инвесторов. По мнению господина Ремеса, плохая рыночная конъюнктура для них не так важна, как для финансовых инвесторов, поскольку "стратеги" ориентируются на фундаментальные расчеты будущей доходности. Но для этого нужно, чтобы при приватизации сетей заключался долгосрочный контракт с правительством по параметрам RAB-тарифов, инвестициям, снижению потерь энергии в сетях и так далее.

    Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что это не первое обращение господина Ремеса к чиновникам. В конце мая он просил о встрече заместителя главы Минэнерго Андрея Шишкина (курирует электроэнергетику), но удалось ли ему поговорить с чиновником, неизвестно. По данным "Ъ", встреча господ Новака и Ремеса уже состоялась, но смог ли член совета директоров ХМРСК пообщаться с главой Минэкономики, выяснить не удалось. Сам Сеппо Ремес вчера от комментариев отказался.

    Кроме того, свое беспокойство по поводу объединения ФСК и ХМРСК высказала в обращении на имя Владимира Путина и Дмитрия Медведева Ассоциация по защите прав инвесторов. Письмо (его копия есть у "Ъ") подписали также директор Prosperity Capital Management Александр Бранис и партнер East Capital Айварас Абромавичюс. Господин Бранис подтвердил "Ъ" подписание документа. По его словам, реакции на письмо пока не было, но он ожидает, что мнение инвесторов будет услышано.

    В письме отмечается "внезапное и необъяснимое изменение" политики государства по распредсетям и фактический отказ от обязательств по RAB-регулированию сектора в 2011 году. Также замечено, что с начала мая, когда стало известно о реорганизации, общая капитализация распредсетевых компаний упала на 45%, или на $10 млрд, что подорвало доверие стратегических инвесторов. При этом, как сказал "Ъ" господин Бранис, потенциальными инвесторами в электросетевые активы могут быть как российские компании (например, АФК "Система" и "Базэл", уже инвестировавшие в распредсети), так и зарубежные. Он полагает, что продажа распредсетевых активов может принести значительные средства для бюджета.

    Стратегический инвестор при приобретении какого-либо актива ориентируется не на котировки, а на собственную оценку, основанную на видении перспектив бизнеса, соглашается Екатерина Трипотень из БКС, которая вспоминает продажу генкомпаний РАО "ЕЭС России", которая проходила по ценам существенно выше рынка. Но она добавляет, что "иностранному стратегу необходима неизменность правил игры или хотя бы предсказуемость решений регулятора, а в России в последние два года происходит обратное". Старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден добавляет, что в зависимости от целей приватизации возможны два сценария. Если стоит задача получить средства для бюджета, то нужно хотя бы два года, чтобы инвесторы убедились в том, что государство может обеспечить стабильные правила, считает он. Если же цель приватизации - улучшение качества управления сетевыми компаниями, то продавать их можно и по более низкой цене.

    Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэнерго и Минэкономики до 16 июня представить предложения по приватизации региональных распредсетевых компаний, подконтрольных Холдингу МРСК. Так господин Шувалов отреагировал на обращение частных инвесторов, обеспокоенных планами государства создать единую национальную сетевую компанию, объединив ФСК и Холдинг МРСК.

    Частные инвесторы, вложившиеся в российскую электроэнергетику, начали активную переписку с государством. В своих письмах они просят, чтобы государство объяснило свои стратегические цели в электросетевом комплексе, а также подтвердило прежние намерения приватизировать межрегиональные распредсетевые компании (МРСК), входящие в государственный Холдинг МРСК. Наибольшего успеха удалось добиться председателю совета директоров EOS Russia, члену совета директоров Холдинга МРСК Сеппо Ремесу, на чье обращение отреагировал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

    Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, 9 июня господин Шувалов направил главе Минэнерго Александру Новаку и главе Минэкономики Андрею Белоусову поручение до 16 июня внести в правительство "конкретные согласованные предложения по системе управления и структурным изменениям в электросетевом комплексе". Они должны включать, в частности, снижение доли Холдинга МРСК в дочерних сетевых компаниях.

    Это поручение стало ответом на письмо господина Ремеса от 1 июня, в котором он выражал тревогу по поводу решений государства о передаче ХМРСК под управление Федеральной сетевой компании (ФСК) и придании компаниям стратегического статуса (см., например, "Ъ" от 23 мая). Игорь Шувалов также просил министров лично побеседовать с инвестором.

    Реорганизация электросетевого комплекса, начатая по инициативе бывшего вице-премьера Игоря Сечина и поддержанная Владимиром Путиным, предполагает в перспективе слияние ФСК и ХМРСК в единую национальную сетевую компанию и передачу ее государственному "Роснефтегазу" (см. "Ъ" от 29 мая). Но при этом позиция государства по приватизации отдельных МРСК до последнего времени остается неясной.

    Как уточняет один из собеседников "Ъ", в письме первому вице-премьеру Сеппо Ремес отмечал обвал рыночной стоимости сетевых компаний и подчеркивал, что приватизация отдельных МРСК "оказалась под вопросом". Он предлагал господину Шувалову начать активную приватизацию сектора (пять-шесть МРСК в 2013-2015 годах, в том числе три компании до 2014 года) и привлекать иностранных стратегических инвесторов. По мнению господина Ремеса, плохая рыночная конъюнктура для них не так важна, как для финансовых инвесторов, поскольку "стратеги" ориентируются на фундаментальные расчеты будущей доходности. Но для этого нужно, чтобы при приватизации сетей заключался долгосрочный контракт с правительством по параметрам RAB-тарифов, инвестициям, снижению потерь энергии в сетях и так далее.

    Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что это не первое обращение господина Ремеса к чиновникам. В конце мая он просил о встрече заместителя главы Минэнерго Андрея Шишкина (курирует электроэнергетику), но удалось ли ему поговорить с чиновником, неизвестно. По данным "Ъ", встреча господ Новака и Ремеса уже состоялась, но смог ли член совета директоров ХМРСК пообщаться с главой Минэкономики, выяснить не удалось. Сам Сеппо Ремес вчера от комментариев отказался.

    Кроме того, свое беспокойство по поводу объединения ФСК и ХМРСК высказала в обращении на имя Владимира Путина и Дмитрия Медведева Ассоциация по защите прав инвесторов. Письмо (его копия есть у "Ъ") подписали также директор Prosperity Capital Management Александр Бранис и партнер East Capital Айварас Абромавичюс. Господин Бранис подтвердил "Ъ" подписание документа. По его словам, реакции на письмо пока не было, но он ожидает, что мнение инвесторов будет услышано.

    В письме отмечается "внезапное и необъяснимое изменение" политики государства по распредсетям и фактический отказ от обязательств по RAB-регулированию сектора в 2011 году. Также замечено, что с начала мая, когда стало известно о реорганизации, общая капитализация распредсетевых компаний упала на 45%, или на $10 млрд, что подорвало доверие стратегических инвесторов. При этом, как сказал "Ъ" господин Бранис, потенциальными инвесторами в электросетевые активы могут быть как российские компании (например, АФК "Система" и "Базэл", уже инвестировавшие в распредсети), так и зарубежные. Он полагает, что продажа распредсетевых активов может принести значительные средства для бюджета.

    Стратегический инвестор при приобретении какого-либо актива ориентируется не на котировки, а на собственную оценку, основанную на видении перспектив бизнеса, соглашается Екатерина Трипотень из БКС, которая вспоминает продажу генкомпаний РАО "ЕЭС России", которая проходила по ценам существенно выше рынка. Но она добавляет, что "иностранному стратегу необходима неизменность правил игры или хотя бы предсказуемость решений регулятора, а в России в последние два года происходит обратное". Старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден добавляет, что в зависимости от целей приватизации возможны два сценария. Если стоит задача получить средства для бюджета, то нужно хотя бы два года, чтобы инвесторы убедились в том, что государство может обеспечить стабильные правила, считает он. Если же цель приватизации - улучшение качества управления сетевыми компаниями, то продавать их можно и по более низкой цене.

    Владимир Дзагуто, Наталья Скорлыгина


    Газета "Коммерсантъ"