Контактный телефон: +7(495) 602-07-98

Телефон горячей линии: +7(495) 602-07-94

(время работы с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00)

  • ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОТИВ РАСЧЕТА СБЫТОВОЙ НАДБАВКИ ПОСТАВЩИКОВ ИСХОДЯ ИЗ ЦЕНЫ ЭНЕРГИИ

    31 Июля 2012

    Потребители недовольны проектом методики расчета платы гарантирующим поставщикам (ГП), покупающим энергию на оптовом рынке и продающим ее в розницу. Новые правила предполагают, что ГП будут получать с потребителей дополнительный процент от стоимости электричества на опте. Это стимулирует их «играть на повышение» при покупке - чем выше цена, тем больше доход, полагают потребители. Поставщики отрицают такой сценарий: это лишит их клиентов, которые будут уходить к более «экономным» сбытам.

    Механизм и задумывался как инструмент развития конкуренции, но по факту сейчас никакой конкуренции между ГП нет, отмечают эксперты.
    НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» направило свои возражения на проект методики расчета сбытовой надбавки, которую получают поставщики, перепродавая электроэнергию с оптового на розничный рынок. Проект разработан Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и должен быть утвержден к 1 августа. Свои предложения по спорным моментам потребители также направили регулятору энергорынка - НП «Совет рынка», ФСТ, Минэнерго, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
    Новая методика разрабатывается в связи с внесением поправок в правила розничного рынка. Сейчас сбытовая надбавка ГП фиксирована и устанавливается исходя из плановых затрат и определенной нормы доходности («затраты +»). Новая модель розничного рынка, утвержденная в мае, предлагает, что сбытовая надбавка будет определяться по формуле с привязкой к проценту от цены покупки энергии ГН на оптовом рынке и учитывать многочисленные поправочные коэффициенты. По проекту ФСТ для потребителей мощностью менее 10 МВт база расчета составит 12-19% (в зависимости от категорий), свыше 10 МВт - 3,5-5%.

    Такой подход требует концептуальной доработки, считают потребители. Затраты ГП никак не связаны с ценами на электроэнергию и мощность, но доходы будут расти вместе с ними, отмечает директор НП покупателей Дмитрий Говоров. Сбытовая надбавка окажется «независимой» от качества и перечня предоставляемых услуг. Кроме того, такой принцип ее расчета мотивирует ГП к «игре на повышение» цен на оптовом рынке - чем дороже и больше купит, тем больше заработает. Таким образом, поставщик не заинтересован действовать в интересах своих клиентов.

    Подобные попытки манипулирования ценами уже фиксировались на оптовом рынке. Наиболее известный пример, действия ОК «Русал», пытавшейся минимизировать свои расходы за счет «игр» объемами покупаемой энергии на рынке. Перепродавцам будет сложнее манипулировать ценами, но, в принципе, это возможно, говорит источник РБК daily на энергорынке: подобные вопросы уже возникали и к нескольким крупным ГП, но дальше обсуждения дело не пошло.

    Впрочем, «процентная» норма ГП уже заложена в модель розничного рынка, и потребители хотели бы на первом этапе ввести предельный уровень дохода ГП на единицу энергии. Потребители не предлагают конкретных решений, но одним из них мог бы стать, например, потолок в абсолютных цифрах. Кроме того, говорит г-н Говоров, непонятно, откуда взяты базовые ставки, потребители не знакомы с методами их расчета. НП в своих письмах в заинтересованные органы требуют провести публичные слушания по проекту методики.

    Новая система справедлива и в будущем приведет к снижению затрат и пользе для потребителей, не согласна зампред правления НП ГП и ЭСК Елена Фатеева. Претензии о сознательном завышении цен на оптовом рынке необоснованны: модель рынка не дает такой возможности, но даже если бы она была, ГП это невыгодно. Сбыты заинтересованы в сохранении и привлечении клиентов, а завышение цен подтолкнет их к уходу к другим поставщикам, отмечает г-жа Фатеева. Корректирующие коэффициенты необходимы, так как ГП работают в регионах с разными особенностями (долей населения среди потребителей, объемам полезного отпуска и др.). Что касается желания потребителей ввести предел сбытовой надбавки, то таким потолком и будет норма доходности, полагает Елена Фатеева.

    Письмо НП покупателей поступило в ФСТ, ведомство ориентировано на выработку взвешенной методики, так что все предложения будут рассмотрены и обсуждены, говорит представитель ФСТ. Служба изучит позиции всех заинтересованных ведомств и направит доклад в правительство, с тем чтобы решение было принято в установленные сроки. Впрочем, содержание замечаний потребителей выглядят несколько странными, г-н Говоров принимал активное участие в подготовке поправок к модели рынка как член рабочей группы «Совета рынка», отмечает представитель ФСТ. «Этот вопрос неоднократно нами поднимался, но наши предложения по детализации принципов расчета сбытовой надбавки не были учтены», - парирует директор НП покупателей.

    Спор вокруг методики определения сбытовой надбавки непринципиален, можно выработать идеальный механизм, но потребители от этого меньше платить не будут, отмечает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Процентный» механизм расчета надбавки ориентирован на развитие конкуренции, которой по факту сейчас нет. Необходимо сосредоточиться на развитии конкуренции между ГП, только это даст положительный эффект для потребителей полагает эксперт.

    Источник: http://www.rbcdaily.ru/